"Оберегает, как же", - насмешливо подумала про себя Вивьен. Канцлер намеренно сделал вид, что не заметил её иронии, будто случай в самом деле был счастливым. Разумеется, её портрет мог оказаться у кого угодно другого, однако отчего-то Вивьен сомневалась, что это было бы хуже, чем сейчас, когда ей приходилось беседовать с одним из первых лиц государства.
Дон канцлер желал продолжать беседу в других комнатах, и Вивьен, недоумевая, последовала за ним. Куда он ведёт её? Ей доводилось слышать, какой иной раз платы требуют от девушек при дворе, но ведь не за этим же он её позвал? Или за этим? Упаси Господи... Девушка мысленно перекрестилась.
Все эти мысли промелькнули в мгновение ока, пока, войдя вслед за мужчиной во внутренние покои, девушка, к своему облегчению, увидела, что это гостиная. Она мельком огляделась, бросив взгляд кругом себя, чтоб не выглядеть, как человек, который, впервые оказавшись в месте, ранее не виданном, таращится вокруг с любопытством. Она нарочито равнодушно скользнула взглядом по отделке комнаты и, повинуясь приглашению, прошла вглубь гостиной, остановившись перед широким столом. То, что стояло на нём, накрытое чёрной тканью, напоминало по форме прямоугольную картину либо нечто подобное, достаточно большое и плоское. Её портрет? Она его увидит?
Костиньи вспомнила, что прежде не ответила на вопрос о том, хочет ли посмотреть, что изображено там, желая показать своё равнодушие и уверенность в невиновности, - но, похоже, она должна была увидеть сей портрет. В голове роились домыслы и предположения: каким образом портрет может повлиять на её репутацию? Она не позировала никакому художнику, кроме приглашённого отцом. Неужели он?.. Что сделал? Выполнил другой заказ, имея наброски? Продал их кому-то?
- Альтамира - город людей, ищущих... - голос канцлера, спокойный, равнодушный, заставлял тело Вивьен покрываться мурашками. Она слушала, не теряя внимания, сознавая, что за вступлением последует та самая информация, ради которой она здесь. Грудь вздымалась под платьем от тихих, чуть участившихся вздохов, выдававших волнение.
Целей? Каких целей? Откуда враги у неё, прибывшей в столицу пару недель назад и ещё мало с кем знакомой? Или канцлер имеет в виду свои цели? Чьи-то ещё, кто намерен повредить её семье - не зря ж упоминал несколько раз о карьере дяди? Это она отлично понимала ещё до приезда в столицу - у её семьи долгая история, бывали взлёты и падения, союзники и противники, всё это следует принять как данность, не терять осмотрительности и знать, кому можно доверять (лучше - никому), а с кем держаться настороже.
Рука девушки смяла манжет, выглядывающий из-под узкого рукава; Костиньи стояла, стараясь не переминаться, выдерживать осанку и не упускать ни единого слова. Имя художника ей показалось знакомым, но сразу в памяти не всплыло. Лишь при упоминании о соборе она поняла, о ком речь, и кивнула. Нельзя не знать создателя великолепных росписей главного собора столицы. Вот только в скандальную историю её не посвящали. Одно дело - архитектура, другое - запрещённое искусство.
Несмотря на своё прохладное отношение к религии, Вивьен, воспитанная бабушкой в строгих правилах, ужаснулась. Можно не исповедоваться каждый месяц, это грех исправимый. Но для того, чтоб нарисовать лики апостолов с отбросов общества, а лик Богоматери - с натурщицы из... тех женщин, что торгуют собой, надо вовсе не иметь ничего святого! Это хуже, чем дерзость - это кощунство! У девушки вырвалось испуганное "ох", и она, вообразив, что началось, когда раскрылось, с каких натурщиков писал художник, прикрыла рот ладонью.
Она уже начинала понимать, к чему клонит дон Клермон. Автор её портрета - тот самый Рибальта, со скандальной репутацией. Да, здесь достаточно одного лишь факта, чей Кими принадлежит произведение, дабы бросить тень на репутацию.
- А потому он исполняет такие заказы, за которые приличный художник не взялся бы. Для коллекций, которые приличный дон никому не покажет. Если вы понимаете, о чем я.
Откуда девушке, выросшей под строгим надзором бабушки и воспитательниц, чьим самым большим проступком до сих пор было то, что она научилась ездить верхом тайком от родных, - откуда было знать, какие существуют коллекции? Картины, что видела она до сих пор, не относились к числу запрещённых; хоть в античности (а теперь была мода на всё античное) существовал культ красоты тела, всё ж художники, чьи картины продавались, соблюдали приличия, следуя закону, прикрывали наготу хитонами, изображая мифологические сюжеты порой на грани, однако не переступая принятых правил и укрывая то, что должно быть укрыто от чужих...
Догадка пронзила Вивьен молнией; от взгляда графа Лаваньи, внимательного и будто видевшего насквозь, холодок пробежал по спине. В тот же самый миг канцлер сорвал ткань, закрывавшую картину... Девушка, невзирая на всю свою сдержанность, привитую бабушкой, отшатнулась, споткнувшись, на шаг. На холсте была она - и не она! Никогда... Никогда не позировала... Этому художнику... И в таком виде! Но сходство поражало. Любой узнал бы новую фрейлину королевы в этой расслабленной даме, возлежавшей в томной неге, что так явственно читалась в чертах её лица... Лица самой Вивьен! Несмотря на то, что изображённая девушка была одета, её платье больше подчёркивало, нежели скрывало изгибы тела.
Она не сумела промолвить ни слова, только раскрыла и закрыла рот, как рыба. Обернулась, ища, на что опереться, ибо ей требовалась опора, но не нашла и лишь сжала в руке бархат подола. Выражение лица дона Клермона оставалось невозмутимым, голос звучал столь же ровно, как и прежде, и девушка вдруг ощутила вскипающую злость, неожиданно придавшую ей сил. Это он, наверное, заказал портрет, иначе откуда известны такие детали! Одновременно хотелось плакать и крушить всё вокруг, наброситься на этого человека, говорившего - как ей представлялось - с насмешкой, знавшего, что она невиновна и теперь уже открыто угрожавшего ей! Ох, как заколотилось сердце в груди! Она сделала шаг вперёд, намереваясь ответить, но канцлер (видно, решив, что рассмотрела достаточно) перевернул картину...
Вивьен застыла. Ноги приросли к полу. Рука, сжавшая платье, разжалась и обмякла.
Та же картина. То же - её! - лицо. Но в совершенной наготе и в такой призывной позе, что щёки девушки запунцовели, кровь прихлынула к лицу, и она, не зная, куда деваться от стыда, готова была провалиться сквозь землю или хотя бы сквозь доски пола, которыми был вымощен пол в гостиной. Корсет, казалось, сжимал талию так сильно, что не вздохнуть, хоть затянут был не сильней, чем обычно.
- Это не я, - прошептали губы, и Костиньи в тот же миг поняла, как неубедительно и жалко звучат её слова. Она вздохнула, набирая воздуха в грудь, переводя дыхание и ощущая дрожь, пробежавшую по спине.
Ей никто не поверит. Если портрет не уничтожить, не сжечь... Она бросила взгляд по сторонам - впрочем, ничего не ожидая, скорее инстинктивно, - и перевела его на канцлера. Который безжалостно продолжал: тело, мол, списано с трактирной служанки, но вот лицо-то ваше... Следовательно, вся судьба ваша - в моих руках.
Как ненавидела Вивьен его в эту минуту!.. Всей душой, всем существом.
У неё не было врагов до сего дня.
Теперь - был.
"Дыши глубже".
Не прибегнуть ли к испытанному приёму классической трагедии? Он бы позволил выиграть время на обдумывание ответа, унять бившееся сердце.
Злость решила за неё: нет. Она не доставит удовольствия видеть её в крайней слабости, обессиленную; к тому же откуда знать, не воспользуется ли её противник положением и не отправит ли в какие застенки? Такой человек способен на всё - она запомнит на будущее.
После "любезного приглашения" прошло около полуминуты, прежде чем донна Костиньи медленно, не сводя взгляда с дона Клермона, села на предложенное ей место, привычно оправляя юбки и держась прямо из последних сил.
Сначала ей хотелось бросить: "Откуда мне знать не отправлено ли вино?" - не потому, что так действительно думала (она нужна была живой, иначе зачем весь этот шантаж), а потому что кипела злость. Но Вивьен закусила губу и протянула руку к кубку, пользуясь паузой, чтобы справиться с собой. Когда она поднесла кубок к губам, на долю секунды возникло неимоверно сильное желание плеснуть это вино в лицо человеку напротив неё - и удержало лишь осознание, что такой поступок совершенно точно навредит и ей, и дяде, не принесёт никакой пользы, даже злость не утолит, ибо она только разгорится, если дать ей ход. Девушка сделала глоток, чувствуя, как силы понемногу возвращаются к ней, затем ещё один. Ножка кубка коснулась поверхности стола с едва слышимым стуком. Она явственно ощущала на себе холодный пронизывающий взгляд.
- Чем же может вам помочь столь юная девушка, как я, раз вы выбрали подобные аргументы, дон канцлер? У вас, должно быть, очень веские причины.